2021-04-12 15:54:15

В небе войны

В эпицентре Орловско-Курской битвы, в Троснянском районе, терпели крушение советские самолеты. В школьном историко-краеведческом музее сохранилась деталь от самолета - пушка ШВАК, но каким образом этот экспонат попал в музей, сложно ответить, но его точно принесли школьники.

 

Особое место в категории военных трофеев занимают самолеты, которые по каким либо причинам были сбиты во времена Второй мировой войны. Некоторые из них случайным образом были найдены спустя десятилетия, другие до сих пор остаются в земле. Так, совсем недавно в Сосковском районе из земли подняли сбитый советский самолет.

Известно, что при освобождении Орловщины, погибли 2937 летчиков, имена многих известны, но обстоятельства гибели зачастую стерты из памяти.

Много лет назад газета "Сельские зори" от 24 августа 1989 года опубликовала воспоминания Михаила Дмитриевича Ломтева о погибшем самолете в районе деревни Н. Муханово:

«Это было весной 1943 года. Мы с товарищем одноклассником, Ковалевым Михаилом, собирали щавель в пенькозаводском логу, в то время он располагался на месте овощесушильного завода. Нарвали щавель и решили побегать по развалинам взорванного пенькотрепального завода. Разрушений на заводе тогда было немало, повсюду валялись кирпичи от здания, свалена была труба, здесь же стояли два локомотива. Так что для нас, ребятишек, было настоящее раздолье для игр. В это время послышался сильный рев самолетов. Мы с Михаилом увидели, как наши бомбардировщики летели в сторону Тугарино или по направлению на Горянск. Мы были еще совсем детьми, хоть и храбрились друг перед другом, но обоим было страшно. И все-таки мальчишеское любопытство взяло верх. Мы решили остаться. С большим интересом наблюдали, как наши самолеты партиями пролетали на бомбежку. И хоть бомбили где-то далеко от нашей деревни, но раскаты взрывов доносились и сюда. Отбомбившись, самолеты возвращались обратно, а навстречу летели уже другие бомбардировщики. И так было почти до самого вечера. Мы и не заметили, как пролетело время. Глаз не могли оторвать от краснозвездных крылатых машин. И вот, когда возвращалась одна партия наших самолетов, примерно из 18 бомбардировщиков один ястребок вдруг стал отставать от своих товарищей. В это время в небе показались два немецких самолета со стороны Жерновца. Завязался бой между нашим ястребком и немецкими истребителями. Вскоре у нашего самолета появился небольшой огонь с искрами. Мы хорошо видели, как он развернулся примерно в районе Чернодья, дал небольшой круг и низко опустился, как на посадку. В это время большого огня не было видно.

Я и Михаил с большим волнением следили, спасутся ли наши отважные летчики. Возле дома директора пенькозавода, который был недалеко от завода, стояла немецкая машина. Фашисты быстро заметили наш подбитый самолет. И вот уже из дома выскочил юркий немец с пулеметом в руках. Быстро установил его на кабину и стал остервенело стрелять по ястребку. Тут-то мы уже испугались не на шутку, спрятались в люк локомотива и упорно продолжали наблюдать за происходящим. Проклятый немец хищно скалил зубы, как волк на ягненка. И такую ненависть он у нас вызвал, что Ковалев с детским безрассудством выстрелил дважды из рогатки.

Самолет медленно и беспомощно опускался вниз и вскоре рухнул в речку. Мы хорошо запомнили это место, куда упали наши советские летчики. В этом месте река сильно заросла лозой.

Выскочив из локомотива, мы опрометью побежали к упавшему самолету. Крылья и хвост остались в речке, а сама машина находилась на другом берегу. Никогда не забудем, как бился перед смертью молодой летчик, который лежал возле самолета. На петлицах мы рассмотрели два кубика. Второй пилот сидел в кабине, но он уже был мертв. Запомнилось почему-то, что голова у него была совсем седая.

Вдруг из кустов показались немцы, думается со всей деревни. Первым подскочил к летчикам тот немец, который стрелял из пулемета и стал тащить за волосы пилота из кабины...

На второй день мы не утерпели и снова отправились посмотреть, что там. Оба летчика лежали на берегу речушки, обгоревшие. Их немцы положили рядом, облили бензином и подожгли.

У убитых были документы и фотография жены одного из летчиков. Летчиков там и похоронили на том месте, где они лежали. Ребятишки постарше принесли лопаты и захоронили героев».

Одну из историй гибели летчика описал ветеран-фронтовик 211 с.д. Евгений Макарович Корпал в одном из своих многочисленных рассказов:

«С 17 апреля по 6 июля 1943 года стояли мы в обороне на Орловско-Курской дуге. Укреплялись, строили блиндажи, проводили политзанятия, перечитывали письма.

Разведчики наблюдали за обороной и оборонительными работами противника, в оврагах устраивали баню для солдат.

Немецкий штаб находился в Тросне, а наш в деревне Малахова Слобода.

Передний край нашей обороны подходил очень близко к оборонительной линии противника. Естественно, это создавало напряженное и опасное положение. Особенно близко находились позиции противника близ деревни Котомка, от которой осталось одно только название. Да и много деревень и населенных пунктов Орловской области были стерты тогда с лица земли.

В этом месте стояла в обороне 2-я пулеметная рота 896 стрелкового полка под командой старшего лейтенанта Павла Тарасова.

Был майский солнечный день. Мы расположились близ блиндажа, вспоминая мирное небо, мечтали об окончании войны, шутили, смеялись.

Затем Миша, мой друг, обратил внимание на наш самолет ЯК-9. Он нырял над обороной противника на небольшой высоте, очевидно, что-то отыскивая или выслеживая.

Противник застрочил по нему из пулемета трассирующими пулями. Машина задрожала, вспыхнула пламенем и с ревом пошла вниз. Нам было хорошо видно, как летчик успел выброситься с парашютом и уже тянет тросы, направляя приземление в нашу сторону.

Мы вскочили на ноги, уже думая, как помочь летчику. В это же мгновение немцы открыли по нему огонь. Тогда капитан Абашкин дал команду открыть пулеметный огонь по огневым точкам противника. Затрещали все пулеметы 2-й роты, а летчик медленно и невредимо опускался. Он тянул стропы, раскачивая своим весом парашют, стараясь уйти с территории противника к нейтральной зоне.

Открыли шквальный огонь и минометы противника и вся наша артиллерия, стоявшая на прямой наводке на закрытых позициях. Разгорелась артиллерийская канонада, ударила «Катюша», зазвонили телефоны, заговорила рация, заволновались штабы.

Задрожала, застонала земля от разрывов снарядов и мин, огонь полыхает, а летчик, словно заколдованной неведомой силой, медленно опускается к нейтральной зоне.

Наши два сапера в полный рост бегут к проволочному заграждению, не обращая внимания на свист пуль и, быстро прорезают проход в заграждении.

С замиранием сердца следит вся наша оборона за темной фигуркой летчика. Вот он уже опустился, снял пояс парашюта и, путаясь ногами в его куполе, бежит к нам, туда, где саперы приготовили ему проход.

Мы готовы ликовать, летчик уже близко, но вдруг взрыв, столб огня и земли, затем пустота и тишина… нет темной фигурки в обгоревшем комбинезоне. Не добежав 100 метров до прохода, летчик подрывается на мине…

Глухой стон прокатился по всей линии обороны. Солдаты плакали, не скрывая слез».

Федор Иванович Мельников, бывший начальник штаба 712 с.п. 132 с.д. поделился своими воспоминаниями с троснянскими школьниками:

«… 30 июля над нашим полком примерно на высоте двух километров в направлении села Воронец, занятого немцами, пролетел краснозвездный самолет. Он сделал несколько разворотов, из чего можно заключить, что ведется аэрофотосъемка. Но вскоре над селом Воронец самолет загорелся. Через бинокль было видно, что один летчик, выбросившись из самолета, полетел вниз, не распуская парашюта, а другой парашют раскрыл и приземлился в расположении противника. Все, кто видел это, страшно переживали за наших летчиков.

Спустя 30 лет мы с заместителем командира 712-го полка по тылу А.П. Абакумовым и врачом медсанбата Е.И. Шейновой побывали в селе Воронец. Встретили нас очень радушно, состоялся митинг, наши выступления транслировались колхозным радиоузлом. Председатель колхоза «Путь Ильича» Иван Иванович Солонихин и секретарь парторганизации Алексей Иванович Кабанов рассказали нам о том самолете, который подбили гитлеровцы над их селом в 1943 году. Они, тогда еще восьмилетние мальчишки, видели, как из загоревшегося самолета выпрыгнули два летчика, один камнем упал на землю и разбился, а к другому они подбежали, когда тот старался освободиться от парашюта. Летчик успел передать им нож чтобы разрезать стропы, но летчика окружили немцы и, скорее всего, взяли в плен, а им, мальчишкам, пришлось опрометью убежать от того места.

В это время в село Гнилец, накануне решающего наступления на встречу с войсками немецкой армии на паре лошадей, запряженных в фаэтон, в форме царского генерала приезжал изменник Родины Власов. Перед строем фашистов он произнес короткую и напыщенную речь, которую переводил такой же предатель Родины…»

Наши дедушки и бабушки, будучи детьми, видели падающие самолеты, слагали о них легенды, которые их внуки, а теперь правнуки пересказывают нам.

Одну из таких легенд поведала мне Попова Зоя Григорьевна, дочка партизана и учителя Троснянской школы Абашкина Григория Ильича. Зоя Григорьевна, уроженка нашего села, а сейчас жительница города Орла, рассказала мне о летчике, который в далеком 1943 году успешно катапультировался с горящего самолета. Тогда наше село было занято немцами, и фашисты за летчиком открыли охоту. Ему пришлось вначале спрятаться в кустах, а затем в общественном туалете в деревне Ефратово. Немцы обшарили каждый уголок, каждый дом, каждый сарай, заглядывали в туалет. Но летчик как будто провалился сквозь землю. И, действительно, он провалился - только в жижу общественного туалета , что был в деревне Ефратово, и дышал через трубочку, пока его искали. Говорят, ему удалось спастись.

Этой весной Нина Ивановна Сомова, жительница нашего села, приходила в школьный музей со своей родственницей, проживающей в г. Москва. Она один в один рассказала подобную историю о спасшемся летчике и сможет указать место падения самолета на территории завода стройматериалов. Она помнит фамилию героя, но в беседе со мной я запомнила только, что фамилия начиналась на букву «Ж».

История кажется очень правдоподобной. Два независимых человека рассказали об одной истории по своему.

Я буду рада, если эти легенды помогут отыскать еще не один самолет.

Вера Линькова, руководитель краеведческого музея Троснянской средней школы




Версия для слабовидящих